27.11.2012 03:00
0
23

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ

 Минин и Пожарский. Великие герои земли русской! Сколько о них было сказано и оказывается далеко не всё. Кто они такие и откуда взялись? Понятно, что за 15 лет великой смуты народ уже был подготовлен к тому, что ему надлежало совершить. Оставалось последнее - должны были явиться те, кто поведёт его и таковые явились и исполнили всё, что них требовалось с великой к Родине любовью и самоотверженностью. Если бы не произошли те события, которые мы сейчас празднуем, как день единства русского народа - эта земля была бы разделена между Польшей, Швецией и Ханством крымского Хана и название Русского государства упоминалось бы только в летописях. Минин и Пожарский - все знают эти имена, но не все знают какой они прошли жизненный путь и каким образом они оказались во главе ополчения под стенами Москвы. Прочитав это вы поймёте, что во многих событиях, связанных с их жизнью подвигами есть очень много вещей не поддающихся чёткому логическому объяснению. Вот именно о них - Кузьме Минене и князе Дмитрии Пожарском и будет мой сегодняшний рассказ. При жизни отношение к Минину и Пожарскому порой было не однозначным. Их жизненный путь - труден и тернист. По частицам собирали историки сведения о них в разрозненных и противоречивых источниках. Необыкновенно слишком мало было сведений о Минине, не принадлежавшем к знати. К примеру, по сей день осталась безызвестной дата его рождения, нет конкретных сведений о отце и маме. Достоверно только сведения, что Минины были семейством из Балахны. В возрасте лет 12 Кузьма, сообразно преданию, перебрался с папой в Нижний Новгород. Их семья поселилась на верхнем посаде у Почанинского оврага вблизи с Никольской церковью, а на нижнем занялась торговлей мясом и рыбой. Тут у пристани присутствовал широкий рынок со различными продуктами. Семейное дело процветало, и, повзрослев, Кузьма стал торговцем средней руки - его состояние и торгашеские обороты приближались к 300 рублям (по тем деньгам большие средства). Потому утверждение каких-либо летописцев про то, собственно он промышлял ”убогою куплею и тем кормился ”, можно считать не подходящим реальности. Сомнений нет, собственно в городке Кузьма Захарьевич был знаменитым и почитаемым человеком. Да! именно таким он и был - простой русский мужик-деревенщина, не умевший ни читать ни писать. (В последствии вы узнаете, что расписывался за него князь Пожарский.) Однако деньги он умел считать очень хорошо, как и положено бизнесмену-коммерсанту и в торговле работал очень качественно, что и позволило ему добиться такого успеха на поприще торговли. Я уверен, что такие сведения вас просто удивят. Естественно каждый из вас подумает:”Что, Кузьма Минин с ума спятил. Добился сытой достойной и безбедной жизни. Сидел бы в своей лавке, торговал рыбой и мясом, растил детей и внуков да развивал свой бизнес, а его, смотри ты, всю Мать Россию спасать понесло, где он рисковал не только потерять всё, что нажил, но и свою голову в первую очередь.” И кто бы из наших бизнесменов решился на такое, услышав клич: “Родина в опасности!!!” Просто те люди чем-то отличались от нас. Их сознание не было отягощено тем ненужным грузом знаний о которых в библии сказано: “Умножают скорбь!” Они были православные по тому не было в них страха:”Не бойся убивающего тело…” И самое главное - они были в 10 раз более русскими, чем мы с вами. К великому моему сожалению.



http://www.piskarevarestorations.com/foto/p041.jpg

Русский базар.


http://narodna.pravda.com.ua/images/doc/0810e-rus0forma017v04.jpg

Не ненароком еще в 1608 г. он пошел в городской совет, предназначенный для охраны нижегородской территории от ”воровских” подразделений тушинцев, причем даже принял участие в составе нижегородской рати воеводы А.С. Алябьева в период походов на Балахну и окрестности Нижнего. В начале сентября 1611 г. предприимчивого и рассудительного торговца Минина избрали одним из 2-ух земских старост, ведавших делами посадского мира всего Нижнего. Бесспорно, собственно в \”советах купеческих\” Минин не раз ставил вопрос о мерах по спасению Отечества, оставшегося в последствии свержения В. Шуйского в отсутствии общего управления. Единогласно было принято решение не принимать новым повелителем ни королевича Владислава, ни \”воренка Ивашку”, отпрыска Марии Мнишек и Лжедмитрия II. Как скоро в первых числах 1611 года пришло известие, что собственно к городу Москве подходит 1-ое ополчение П. Ляпунова для освобождения ее от польского плена, нижегородцы отправили к нему собственную рать. Впрочем в последствии убийства П. Ляпунова дело ополченцев оказывается порушенным. Почти все обитатели Нижнего впали в уныние и стали уповать исключительно на Божью помощь в избавлении Отчизны от неминуемой погибели. Из уст в уста стали передаваться различные видения, во время молитвы посетившие богобоязненных жителей нашего Отечества. Необыкновенно распространено было видение некоего Григория,
коему явились во сне небожители и сказали: ”Чтоб Господь обеспечил Руси тишину и благодетельное житие, очистил ее от недругов, потребуются взыскательный пост и покаянные мольбы”. Разуверившиеся личными силами отделаться от бед жители города стали истово раскаиваться и молиться. Общественная экзальтация отразилась и на Минине. В период ночных страстных молитв ему явился Сергий Радонежский, который будто бы приказывал ему ”казну собирать и воинских людей наделять и идти на очищение Московского государства”. При всем этом святой преподобный отец добавил: ”Старейшие в это то дело не внидут, наипаче юннии начнут творити”. Позже Кузьма рассказал о собственном видении троицкому архимандриту Дионисию, и тот повелел Симону Азарьину записать его в ”Книжку о удивительных вещи Сергия Радонежского”. Видение стало для Кузьмы озарением - он взял в толк собственную роль в спасении Российского государства. И опять Сергий Радонежский - спаситель земли русской. Как во дни освобождения от татарского ига в 1380г.,
ставший организатором сражения на Куликовом поле и в этот раз сказал своё решительное слово. “Святой Сергий Радонежский Преподобный” - вот кому со слезами нужно молиться денно и нощно, чтобы просветил, чтобы надоумил, как нам быть, как Родину спасти, как вылезти из той трясины, в которой все мы увязли по уши. Предварительно в земской избе центре посадского управления, после этого на торгу у собственной лавки причем даже дома Минин стал обращаться к нижегородцам со собственными известными призывами: ”Будет нам захотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы собственные продавать и супруги и дети закладывать и бити челом, кто бы выступил за подлинную православную веру и бы был у нас начальником”.


http://img-fotki.yandex.ru/get/11/owen1141952.b/0_6532_716ba03_XL

Сергий Радонежский преподобный.


http://xreferat.ru/image/35/1307730982_1.jpg


Кузьма первым стал вносить добровольные пожертвования, ”слишком мало себе что-то в дому собственном оставив, а то все житье свое (то есть имущество) положил перед всеми на строение ратных людей”. Кроме средств (из 300 рублю было пожертвовано Сто), он дал драгоценности супруги Татьяны - ”пронизи и басмы”. Образцу старосты последовали и другие жители города. Так одна вдова объявила, собственно готова из 12 000 рублем 10 000 дать в сбор и лишь 2000 бросить себе. Инициатива Минина была поддержана городским советом. На едином сходе в Спасо-Преображенском храме приняли решение не обойтись добровольными вкладами, а обязать всех обитателей Нижнего и уезда выдавать средства на единое дело исходя из прибылей. Сбор средств доверили Минину. Как ”окладчик”, ”выборный человек”, Минин получил великую власть сначала делать ”раскладку” денежных и натуральных средств ”по пожиткам и по промыслам”, собирать их и сохранять. Брали со всех третью, пятуюденьгу, займы у монастырей и частных лиц, продукты натурой. Не исключительно по Нижнему и его уезду, да и по располагающимся рядом населенным пунктам и территориям, которые во все большем количестве говорили о собственной поддержке общенародного дела. На Нижегородчине благодаря патриотической энергии и практической сметке Минина все проходило с успехом: ее жители ”сами себя ни в чем же не пощадили, собирая с себя наличные средства сверх окладных денег”. Вот таким, по описаниям историков и летописцев, предстаёт перед нами Кузьма Минич Захарьев Сухорукий; полное его имя, главное достоинство, коего, было отличные организаторские способности и умение убедить людей в правоте их дела. Кроме сбора средств, предстояло подобрать военачальника, потому что сами граждане были неискусны в ратном деле. Неподалеку от Нижнего Новгорода, на границе его уезда и располагающегося рядом, Владимирского, в Мытском стане, обитал в то время в собственном родовом селе Мугрееве Дмитрий Михайлович Пожарский, подлечивал тяжкие раны. Имя его уже было знаменито во всей стране слышали, и не раз, о его воинских подвигах, приличном поведении, верности слову и интересам отечества Русского. Жизнь и участь Пожарского до событий, связанных со Вторым ополчением, не совсем щедро освещена в источниках; хотя, естественно, весче полнее, нежели Минина. Дмитрий Михайлович происходил из знатного и богатого, хоть и захудалого, княжеского семейства, из Рюриковичей. Его праотцы обладали невеликим удельным Стародубским княжеством, территории которого лежали по рекам Клязьме, Луху, Мстере. В XV в. княжество потеряло автономию и отошло к Столице, а его былые владельцы стали служить при дворе столичных великих князей. Некие из их - Палецкие (по родовому селу Палеху, которое после чего прославилось лаковой миниатюрой), Ромодановские (село Ромоданово), Ряполовские (село Ряполово) - стали боярами, окольничьими, воеводами. Пожарским (село Пожар - их родовая вотчина) повезло менее, им не получилось выбиться в столичную служилую элиту. Близкие предки князя Дмитрия были только городовыми, головами, ямскими стройщиками причем даже в воеводах не ходили. Дед его, князь Федор Третьяков-Пожарский, при Иване Грозном служил в Казани, хотя повелитель не жаловал его вниманием и скоро отозвал. Отец Дмитрия - Михаил Федорович по прозвищу Глухой (в следствии болезни либо какой-либо контузии) - еще наименее известен. Великую часть жизни он прожил, не сделав карьеры, в собственных усадьбах: селе Мугрееве, на Угре (деревня Лужная), Деревской пятине (также деревня), в конце концов, в селе Медведкове к северу от Столицы (в данный момент - в городской черте).


http://img.velvet.by/files/us/98/04_167.jpg

Царские палаты

Князь Дмитрий родился 1 ноября 1578 г. Отец погиб, как скоро Дмитрию было 9 лет; помимо него, у вдовы-матери остались старшая дочь Дарья и младший сын Василий. В 1593 г. она перебралась в Столицу и, используя родственные взаимосвязи, устроила сыновей на монаршую службу. Дмитрий стал ”стряпчим с платьем”, то есть обязался подавать царю одежду. После воцарения Б. Годунова мать стала старшей боярыней при царевне Ксении, Дмитрий - стольником. Пожарские были и остаются книжными людьми. Между ровесников кн. Дмитрий отличался грамотностью и часто подписывался при получении жалованья за неграмотных сослуживцев. На Сретенке у Лубянской площади Дмитрий Михайлович возвел дом и поселился в нем с супругой Прасковьей Варфоломеевной. Жизнь потекла безмятежно и размеренно. Стольничьи прямые обязанности не отягощали, а напротив, вносили обилие в ежедневную жизнь: было надо находиться на праздничных обедах - ”столах”, на приемах послов, выезжать с отдельными монаршими поручениями к воеводам и наместникам в иные города. Но скоро все поменялось.Царь Борис скончался, на престол взошел самозванец Лжедмитрий, через 10 месяцев и он пал жертвой дворцового заговора. В конце концов в начале мая 1606 г. царем стал Василий Шуйский. Д. Пожарский был в стороне от политических битв при дворе. В следствии этого сохранил собственную должность, хотя выдвинуться не сумел. В скором времени развернувшаяся по всей стране гражданская война принудила его взяться за оружие. . Много испытаний на приверженность царю не менее воинских успехов выпало на долю князя. Как скоро в начале июля 1610 г. заговорщики свергли царя Василия и избрали временное правительство из 7 бояр - ”Семибоярщину”, которое дало согласие присягнуть польскому королевичу Владиславу, в Столицу был введен польский гарнизон. Патриотически настроенный рязанский воевода П. Ляпунов возглавил 1-ое ополчение и направился к городу Москве, дабы выбить оттуда поляков. Пожарский стал его союзником. Узнав, что приверженцы короля Сигизмунда заперли Ляпунова в Пронске, Дмитрий Михайлович сразу поторопился ему на помощь. Позже в Зарайске он разгромил казаков, задумавших совершить нападение на него, после этого отправился в город Москву, дабы вывезти оттуда семью. Он знал, что 1-ое ополчение уже на подходе. В это время столичные жители, не вынеся притеснения поляков, подняли восстание. 19 марта 1611 г. все граждане взялись за оружие и начали расправляться с польским гарнизоном. В районе Сретенки управление восставшими взял на себя боевой воевода Пожарский. У церкви Введения живо поставили ”острожек-крепостицу”, с Пушечного двора, находившегося вблизи, доставили орудия и боеприпасы. Поляки живо были загнаны в Китай-город. Впрочем те, по совету изменников, пошли на низость - собственным сторонникам они отдали приказ поджечь угловые дома на всех улицах Белого города. Пламя живо охватил древесные постройки. Столичные жители были должны бросить оружие и выручать собственные семьи и имущество. В то время на них и набросились польские подразделения. Почти все были уничтожены огнём, пулями и саблями. Пожарского, сильно обожженного и израненного, верные слуги отвезли поначалу в Троицу, после этого в родимое Мугреево.


http://s.mos.ru/common/upload/1812-1823_b.jpg

Пожар Москвы.


http://sgpulib.ucoz.ru/virtvist/mugreevo/8.jpg


Сюда к нему и прибыла нижегородская делегация в составе архимандрита Печерского монастыря Феодосия и ”благого дворянина” Ж.П. Болтина, выбранных от посада. Побывал у князя и Кузьма Захарьевич. О чем они разговаривали - безызвестно, хотя единодушие было достигнуто: ”Стоять за один и быть в совете за общее дело”. Потом Минин и Пожарский настоятельно попросили от жителей города ”во всем быти послушливы и покорливы, ратным людям предоставлять наличные средства”, единое дело не предавать. Два руководителя работали слаженно и твердо. Их соединяли одни и те же взгляды на положение в стране и стоящие перед ими задачки. Оба не запятнали себя неприятными взаимосвязями с самозванцами, интервентами и предателями. Их авторитет был непогрешим. Начали с формирования войска В Нижнем была лишь тыща ратников. К ней добавили 2 тыс. смоленских, вяземских, дорогобужских дворян, согнанных поляками с родимых мест и скитавшихся сейчас по Поволжью. Им сразу обеспечили ”корм и казну”, кроме того в два- 3 раза более, нежели они получали от властей раньше. Про это узнали в иных населенных пунктах, и со всех сторон к Минину и Пожарскому потянулся служилый народ - коломенцы, рязанцы, стрельцы, казаки… Наличных средств все-таки не хватало. Наиболее 5 тыс. руб. обеспечили взаймы торговцы, такие как Г. Никитников и прочие. Откликаясь на письма Пожарского, ”многу казну и жителей нашей земли к нему посылаху” поморские и понизовые города. Во 2-м ополчении в отличие от Первого были превосходно организованы не столько сбор и распределение средств (в личной канцелярии водили обширное делопроизводство), но и налажены устойчивые взаимосвязи со почти всеми городами и уездами. ”Совет велий и любовь” также были характерны для тех, кто серьезно, избегая несогласий, упрямо ковал грядущую победу.В зимний период 1611-1612 гг. оформился главный орган 2 ополчения, что-то типа временное правительство - ”Совет всея земли”. В него вошли главы ополчения, члены городского совета Нижнего, представители иных населенных пунктов. Его постановления оформлялись грамотами, их рассылали в различные концы России. В какой-то из их от декабря 1611 г. посланной в Вологду и Соль Вычегодскую, была сформулирована главная программа деяний: ”Быти нам всем, православным христианом, в любви и в соединении и бывшего межусобства не чинати, и Столичное правительство от недругов наших… очищати неослабно до смерти собственной, и грабежей и насилия православному христианству вовсе не чинити”. Следовательно, цели ополчения сообщество сил всего страны для изгнания интервентов , исключение способности новой смуты, прекращение грабежей и насилий, избраше царя ”Советом всея земли”. Любопытно, что подписи под грамотами члены ”Совета всея земли” ставили согласно с местническими общепризнанными мерками: как стольник Пожарский стоял только на 10-ом месте, Минин - на 15-м или же 16-м, за него расписался Пожарский: ”В выборного человека всею землею в Козмино место Минина князь Дмитрей Пожарский руку приложил”. Хотя настолько же показательно, что в последствии Минина прикладывали руки некоторые представители очень знаменитых княжеских и боярских имен: кн. А. Долгорукий, в. Бутурлин, И. Шереметев и иные. Минину и Пожарскому понадобилось пережить большое количество интриг и недоброжелательства. Преграды им чинили с различных сторон, хотя они продолжали усиливать свое войско. Их пытались даже устранить физически, подсылая наёмных убийц, но видно сам Бог хранил героев земли русской. Они посылали подразделения на север и северо-восток, громили польские и казачьи соединения, занимавшиеся грабежами.


http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/334/40334817_img18.jpg

Минин перед нижегородцами.


http://a-minin.ru/img/Minin_Pogarskij_1.jpg


В конце февраля 2-ое ополчение выступило из Нижнего к Ярославлю. На всем пути его радостно встречали жители поволжских городов и деревень: вносили средства в единую казну, давали продовольствие. Все новые и новые воины вливались в его ряды. В Ярославле было принято решение сделать смотр всех войск и окончательно оформить временное правительство ”Совет всея земли”. Дальше я не буду описывать сражения с поляками и освобождение Москвы, а за тем избрание всенародным собранием на царство Михаила Федоровича Романова. Разговор о героях - спасителях Отечества нашего. О Минине я уже сказал, что фактическим создателем армии освободительницы стал простой мужик из народа, не наделённый какими бы то ни было знаниями, либо атрибутами власти. Он сумел поднять народ и сделать то, что до него не удавалось ни кому. В этом-то и заключается необъяснимость происшедшего. В истории не мало событий, которые не объяснимы и со стороны диалектического материализма и Марксистско-Ленинской философии. Одним словом промысел Божий и сказать тут больше не чего. Тоже самое можно сказать и о князе Пожарском Дмитрии Михайловиче. Здесь тоже одни сплошные нонсенсы. Ведь в нашем понятии воин и полководец в те, времена - это человек, который с детских лет в седле обучается воинскому искуству, достигая к зрелому возрасту, славы победителя. Дмитрий же Пожарский все свои молодые годы служит у царя Бориса стольником, помогая ему по утрам одевать подштанники и на царских пирах подаёт царю выпивку и закуску, да грамоты по городам развозит. И жизнь его течёт тихо и безмятежно. С убийством же Лжедимития мир для него переворачивается и он сразу понимает, что если он не возьмёт в руки оружия и не защитит себя и своих близких - ему просто не выжить. И тут опять происходит чудо, в возрасте 28 лет в этом молодом человеке просыпается талант не только воина, но и не заурядного полководца. Наверное Дмитрий Михайлович в своё время очень много прочитал книг о военном искусстве у разных авторов и имел богатые теоретические знания, которые в последствии и пригодились ему на практике. С чем можно сравнить героизм этого человека, который ежедневно превозмогая боль от не до конца заживших ран с утра до ночи занимался “строительством армии”. И потрудился он на совесть. Ещё до начала московского штурма все ратники были хорошо обучены, добротно одеты и прекрасно вооружены. Когда их увидели воины первого ополчения, то они просто опешили ибо к ним на помощь в боевом строю двигалось не ополчение, а настоящая регулярная армия. А дальше и рассказывать-то не чего - штурм Москвы был разыгран, как по нотам. Когда же с ними столкнулись отряды гетмана Ходкевича, то поляки сразу сообразили, что с этими воинами не только связываться опасно, но и вообще пора спасать собственные души. Разве это не чудо? Готовя будущую победу, эти два человека чудесным образом дополняли друг друга, будучи едины в помыслах и делах. Князь и простолюдин, разве это не фантастика? Как же закончилась жизнь наших героев после полного освобождения России, воцарения Романова и завершения смуты? Избрание на Земском соборе царем Михаила Федоровича Романова 21 февраля 1613 г. значило конец полномочий временного правительства Трубецкого - Пожарского - Минина. К власти пришли новые люди.

http://www.cirota.ru/forum/images/56/56429.jpeg

Но также нельзя ни в коем случае забывать и о том, какую огромную роль в консолидации России, сплочении народа в борьбе с интервентами и окончательной победе, сыграла русская православная церковь. И знаете, что я заметил? Каков митрополит - такова и церковь. Если митрополиты целуются с главными жуликами в государстве и благословляют их, а не стараются защитить от них свою паству, то дело идёт к всеобщему развалу. Если митрополит возглавляет движение народа за Правду Божью и против всяческой лжи, за чистоту и свет, а носителями тьмы в тот момент были оккупанты, то государство обязательно возродится, а народ придёт к светлой и спокойной жизни и на долго забудет про беды, принесённые смутой. Именно таким митрополитом в те дни и был Патриарх Гермоген (в миру Ермолай). Этот предстоятель отличался не только высокой образованностью, но и высочайшим патриотизмом. Для него понятия православной веры и Матушки России были не разделимы. Просветитель церкви и просветитель народа, таким видят его историки и летописцы. Зная, что предстоятель до конца будет стоять и за православие и за Россию и авторитет его невообразимо высок, враги бросили его в тюрьму, но это ни мало не устрашило его. «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». - так отвечал он своим врагам. Он был твёрд и не погрешим и не шёл ни на какие компромиссы с врагами. Поляки уморили его голодом. Он не дожил несколько дней до освобождения. Вечная слава герою.

http://www.calend.ru/img/content/i1/1904.jpg

Митрополит Гермоген (1530 - 1612г.)


http://brkkprf.ucoz.ru/_nw/20/s16800055.jpg


Хотя царь не позабыл заслуг ополченцев. Минин, получивший землю в поместье в родимом уезде и жалованье 200 руб. в год, из торговца преобразился в думного дворянина. Позже поместье перевели в вотчину (то есть наследственное владение) всем его потомкам. Кузьма Захарьевич поселился в Столице. Царь Михаил поставил его во главе Земского приказа, поручив сбор налогов. Польские послы с иронией разговаривали: ”Да сейчас у вас… Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода, казначей и немаленький правитель, всеми вами владеет. И прочие те же почти все по приказам у дел посиживают”. Хотя свежее окружение царя не направляло на это внимания. Для восстановления страны требовалась поддержка всех сословий, всех одаренных и активных людей. Минин, не отличавшийся сильным здоровьем, скончался в родимом Нижнем Новгороде меж сентябрем 1615 г. и июнем 1616 г. (конкретная дата неизвестна). Похоронили его в Спасо-Преображенском храме, в котором он за 4 года ранее приглашал нижегородцев на защиту родимый земли. Тут, столетие спустя, 30 мая 1722 г. Петр I, поклонившись его праху, нарек Минина освободителем России, спасателем Отечества. В последствии все Романовы склоняли свои головы перед прахом великого гражданина, спасителя Отечества. Князь Пожарский прожил гораздо длиннее. Получив боярский чин, он вошел в Боярскую думу, хоть и занял в ней одно из последних мест и не раз претерпевал унижение от юных монарших родственников. Его воинский талант все еще был необходим Отечеству: весной 1615 г. он громил польские подразделения под Соколом, весной 1617 г. - под Калугой, осенью того же года - под стенками города Москвы, у Арбатских ворот. Тут ему удалось разгромить войско гетманов Ходкевича и Сагайдачного. Командовал совместно с дворянином Черкасским подразделением, посланным в 1634 г. на поддержка стоящему под Смоленском Б. Шеину. Правда, их помощь не подоспела впору, Шеин капитулировал, и за данное был казнен. Были у князя и мирные занятия: ездил в 1617 г. в Столбово, где удалось заключить со шведами мирный договор; воеводствовал в Новгороде Великом, возглавлял Ямской, Разбойный и Судный приказы, собирал ”пятую деньгу”, был назначен руководителем в работы по ремонту засечной черты в районе Тулы. Исключительно в конце жизни он занял в правительстве одно из более почетных мест причем даже ”ведал Москвой” в период богомольных путешествий царя Михаила. Пожарский часто недомогал, давали знать старые раны. В последствии смерти первой супруги женился на Феодоре Андреевне Голицыной, дочери именитого дворянина А.И. Голицына. Во время хвори подолгу жил в собственных вотчинах вместе с семьей. В Медведкове отстроил великолепную шатровую церковь. В Палехе и Холуе покровительствовал иконописцам. Обожал концерты старых актеров-скоморохов, которые даже именовали себя ”людьми Пожарского”. Он собрал необъятную библиотеку и содержал штат профессиональных писцов, которые переписывали ему книги. 20 таковых рукописей было завещано в последствии его смерти Спасо-Евфимьевскому монастырю в Суздале. Пожарский поддерживал дружбу со почти всеми образованными людьми своего времени, а именно с гонимым писателем С. И. Шаховским, который так отреагировал о его заслугах: ”Всегда против сопостат лица собственного не щадишь”. Чтобы потомки помнили о подвиге ополченцев, Дмитрий Михайлович построил на Красной площади храм в честь Казанской Богоматери, чья икона покровительствовала российским ратям. Умер князь в начале 1642 г. Вся Столица была в трауре, сам царь Михаил пешком проводил его гроб, который отвезли в родовую усыпальницу в Спасо-Евфимьевском монастыре. 20 февраля (4 марта) 1818 года на Красной площади состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому с участием Императора Александра и его семейства и при стечении огромного количества людей. На Красной площади состоялся парад гвардии. На памятнике написано: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818″. Я думаю, что здесь слово ГРАЖДАНИН, должно быть написано такими огромными буквами, чтобы их видели все русские люди во всех концах земли.

Автор http://tvister777.wyinc.ru Вереин С.Е. Председатель исполкома Русской общины Севастополя.


Контакты

99057, г. Севастополь.
ул. Юмашева,
д. 15, кв. 16
+7 978 127 80 11
ermakova-ta@mail.ru