Навигация
Главная
Новости
Политика
Наши мероприятия
Интересное в сети
Поэзия
Клуб «БОЕЦ»
Соотечественники
ВИРТУАЛЬНЫЙ НЕКРОПОЛЬ СЕВАСТОПОЛЯ
Художественная студия Елены Карповой
Конкурс «Ушаков-Севастополь-Победа-Россия!»
Платежные реквизиты
Авторизация





Забыли пароль?
Статистика
Участников: 1909
Новостей: 437
Ссылок: 1
посетителей: 1541560

Система Orphus
 
Главная arrow Новости arrow ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
 Официальный сайт
Региональной общественной организации
"Русская община Севастополя"
Зарегистрирована 15.09.1995 г.
Председатель Татьяна Ермакова.
 
Сайт  http://sevrus.info
В Контакте http://vk.com/sevrus

 

 Яндекс.Деньги

ID 410012205938294
р/с 40703810442570100157 в ОАО РНКБ ИНН 0025750601
Последние новости
Популярное
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
04.11.2013

 ПРЕДЫСТОРИЯ
"4" ноября, мы празднуем "День народного единства". Праздник этот начали праздновать относительно недавно. На высшем уровне было принято решение, отменить праздник "7" ноября, "день революции" и сделать праздничным "4" число. И действительно, если оглянуться назад, то последствия революции 1917 года мы расхлёбываем по сей день. Весь советский народ на протяжении 75 лет прилагал титанические усилия, следуя за ложной идеей построения коммунизма в одной, отдельно взятой стране, пока не упёрся в зияющую вершину экономического краха. Я прекрасно помню о последних годах СССР, когда советское правительство закупало в Америке 5 000 000т. зерна ежегодно, подкармливая капиталистов. Гора родила мышь. Холодная война была проиграна. При том, за все годы, в войнах, голодоморах и лагерях нашли свою смерть 110 000 000 советских граждан. (Некоторые исследователи говорят, что эта цифра сильно занижена.) 20 лет тому назад об этом говорили открыто. Вот почему просто глупо было продолжать праздновать годовщину революции. Но тут вспомнили о событиях, затерявшихся, казалось, в глубине истории. 1612г. Россия разорена, разграблена, в московском кремле засели польские оккупанты и само дальнейшее существование государства под вопросом. В этот год решался вопрос: быть России или не быть? И свершилось чудо по милости Божьей. Народ России поднялся с колен, объединился, изгнал оккупантов, выбрал царя и страна начала жить, развиваться и укреплять своё могущество. Главное, то что сама идея единства и воссоздания государства исходила не откуда-то сверху, а от простого народа. Идея сделать праздничным день "4" ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.


 
 http://www.gubkin.ru/departaments/university_departments/DIaCS/gazeta/pub/2013/1-2-2013-2/002.jpg


 "23" ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесения поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования "7" ноября - годовщины Октябрьской революции и 12 декабря - Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника "4" ноября. Авторы законопроекта - Валерий Богомолов, Олег Еремеев (Единая Россия) и Владимир Жириновский (ЛДПР). В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. Совет поддержал инициативу введения нового праздника. Соответствующее обращение вместе с текстом заявления было распространено в Думе в связи с рассмотрением в первом чтении поправок в Трудовой кодекс РФ, связанных с пересмотром праздничных дат. "Мы полагаем, что день трагического разделения России - "7" ноября - не стал днём примирения и согласия", - говорится в обращении. Члены Межрелигиозного совета России считают, что последовавшие за ним события "привели к гибели миллионов наших сограждан, в то время как освобождение Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году объединило народ и прекратило братоубийственное кровопролитие". На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. Против выступили коммунисты. "27" декабря 2004 года проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали "за", 104 (все коммунисты) - против, двое воздержались. Таким образом начали праздновать новый праздник, "День народного единства". А теперь давайте вспомним, какие исторические события произошли почти 4 века тому назад. Что послужило причиной начала, так называемого "смутного времени" и чем оно закончилось. Как пишут об этом историки, "смутное время" на Руси или просто "смута" началось в 1598г. и закончилось в 1613г., продлившись целых 15 лет. Разных причин возникновения смуты можно насчитать довольно много, но нужно назвать основные. Нужно начать с того, что к началу "смуты" страна была обескровлена и разорена Ливонской войной, длившейся с 1558г. по 1583г. Эту войну царь Иван IV Грозный вёл с северными соседями, пытаясь выйти к Балтийскому морю. Его идею "Прорубить окно в Европу" продолжил и осуществил царь Пётр I, но во времена Грозного военная компания окончилась неудачно. Итогом Ливонской войны стали Ям-Запольское (1582 г. с Речью Посполитой) и Плюсское (1583 г. со Швецией) перемирия, в результате которых русское государство лишалось всех своих завоеванных земель, по-прежнему оставаясь отрезанным от моря и выхода в Европу без посредничества Польши. Опричнина проводимая Иваном Грозным в стране подорвала уважение народа к власти и закону. Стремление боярства, обескровленного опричниной, усилить своё влияние в обществе. Разорение мелких помещиков крупными феодалами, переманивавших крепостных крестьян у последних. И наверное, самая главная причина - прекращение рода рюриковичей после смерти Ивана Грозного. Именно Иван Грозный и является первым русским царём. Именно такой титул он пожелал себе перед коронованием. Дело в том, что все царствующие до него носили титул Великий Князь, который европейцы воспринимали как "принц" или даже "великий герцог". Титул же Царь (Цезарь) переводился не иначе как император. Естественно, это имело определённую выгоду в делах дипломатических. "16" января 1547 на голову Ивана IV была возложена "шапка Мономаха". Не буду здесь подробно описывать жизнь и деяния Ивана Грозного, его реформы, опричнину и военные походы, скажу только одно, что крах всех своих преобразований он увидел ещё при жизни. Иван IV Грозный умер после продолжительной неизвестной болезни "17" марта 1584г, оставив после себя двух сыновей. Нам известно, что царь женился в 16-летнем возрасте на совершенно не знатной Анастасии, дочери вдовы Захарьиной. Это был удивительный в истории династии брак по любви, который продлился 13 лет, во время совместной жизни Анастасия оказывала положительное влияние на мужа, смиряя его буйный нрав. Анастасия не была связана родством с именитыми боярскими родами, по всей видимости это и предопределило её судьбу. Влиятельным боярам было выгодно выдвинуть царицу из своей среды, чтобы породнившись с царём, оказывать на него влияние. Неожиданная смерть царицы в 1560г. потрясла Ивана Грозного, который до последних дней своей жизни был уверен в том, что его любимая супруга была убита, отравлена неизвестными злодеями. И действительно, в наше время была произведено вскрытие могилы Анастасии и взятие проб для анализа её останков на содержание ядовитых веществ. Экспертиза показала высокое содержание ртути и мышьяка, что свидетельствовало об отравлении. Современники утверждают, что именно после смерти первой жены Иван грозный изменился до неузнаваемости, он стал злобным, коварным, подозрительным и безжалостно жестоким. Действительно, борьба боярских родов, рвавшихся к власти, за первенство в государстве сыграло свою пагубную роль в развитии смуты. Многие историки предполагают, что и неожиданная смерть матери малолетнего Царя Ивана, Елены Глинской, которая была при нём регентшей, тоже является следствием тайного боярского заговора. Есть серьёзные основания полагать, что и сам царь Иван был жертвой боярского заговора. При вскрытии гробницы Ивана Грозного и его старшего сына Ивана в 1963г., когда по костям черепа профессором М.Герасимовым был создан его скульптурный портрет, был проведён и тщательный химический анализ останков.


 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cf/IoannIV_reconstruction_by_Gerasimov02.jpg/220px-IoannIV_reconstruction_by_Gerasimov02.jpg

 

ИВАН ГРОЗНЫЙ скульптурный портрет М.Герасимова.
Экспертиза показала превышение содержания ртути в 5 раз, как у самого царя, так и у его старшего сына. Это обстоятельство навело на мысль, что и отец и сын были больны сифилисом и принимали препараты ртути, которые в то время считались единственным действенным снадобием против этой болезни. Но это всего лишь предположения и установить истину сегодня мы на вряд ли сможем и вопрос - лечили царя Ивана и его сына или медленно травили, по сей день остаётся открытым. http://www.c-cafe.ru/days/bio/47/terrible.php То же самое мы видим и после смерти Ивана Грозного, таинственная смерть обоих наследников престола трудно объяснима естественными причинами. После своей смерти Иван Грозный оставил на троне своего сына от первой жены Фёдора Иоановича, который был слаб здоровьем и всё время проводил в молитвах и поездках по монастырям, он просто не видел себя в облике великого Самодержца Всея Руси.


File:Parsuna XVI.jpg

 

ЦАРЬ ФЁДОР ИОАНОВИЧ


Ох, как это было на руку боярам. Конечно он тут же попал под влияние именитого боярского рода и с радостью отдал управление страной Борису Годунову.


 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f5/Tsarevitch_Dmitrij.jpg/441px-Tsarevitch_Dmitrij.jpg

 

ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ


Вторым претендентом на престол был царевич Дмитрий, сын последней жены Грозного, Марии Нагой, рождённый в 1582г. До сих пор не понятна гибель царевича Дмитрия в Угличе в 1591г., который по официальной версии: "Играл с ножичком и зарезался." - народ тут же обвинил в смерти, и не без оснований, Бориса Годунова. Через 7 лет в 1598г. тихо и скоропостижно ушёл из жизни и сам царь Фёдор, оставив всю полноту власти "боярскому царю" Борису. Всего он прожил 41 год и не оставил после себя детей. И опять здесь непонятны причины его смерти. И опять единственным заинтересованным лицом сдеь был Борис Годунов. Я не хочу здесь кого-то обвинять, но факты - упрямая вещь. Чем же страшно само цареубийство и умертвление его потомства. Исходя из святого писания, ответ один - гнев божий на весь народ. Монарх даётся народу Господом и каков сам народ, таков ему и правитель. Судить царя может только Господь Бог. Здесь можно привести пример из Ветхого Завета, 2-й книги царств, где во время сражения с филистимлянами (арабами), погибает первый царь Израиля Саул. Претендентом на престол волею Божьей был Давид, которого Саул преследовал. И вот к Давиду является отрок (юноша), участвовавший в сражении и рассказывает ему о смерти Саула, следующее:  "2 Цар.1:3 И сказал ему Давид: откуда ты пришёл? И сказал тот: я убежал из стана Израильского. 2 Цар.1:4 И сказал ему Давид: что произошло? расскажи мне. И тот сказал: народ побежал со сражения, и множество из народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан. 2 Цар.1:5 И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: как ты знаешь, что Саул и сын его Ионафан умерли? 2 Цар.1:6 И сказал отрок, рассказывавший ему: я случайно пришёл на гору Гелвуйскую, и вот, Саул пал на своё копье, колесницы же и всадники настигали его. 2 Цар.1:7 Тогда он оглянулся назад и, увидев меня, позвал меня. 2 Цар.1:8 И я сказал: вот я. Он сказал мне: кто ты? И я сказал ему: я -- Амаликитянин. 2 Цар.1:9 Тогда он сказал мне: подойди ко мне и убей меня, ибо тоска смертная объяла меня, душа моя всё ещё во мне. 2 Цар.1:10 И я подошел к нему и убил его, ибо знал, что он не будет жив после своего падения; и взял я [царский] венец, бывший на голове его, и запястье, бывшее на руке его, и принёс их к господину моему сюда. 2 Цар.1:11 Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, [разодрали одежды свои,] 2 Цар.1:12 и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча. 2 Цар.1:13 И сказал Давид отроку, рассказывавшему ему: откуда ты? И сказал он: я -- сын пришельца Амаликитянина. 2 Цар.1:14 Тогда Давид сказал ему: как не побоялся ты поднять руку, чтобы убить помазанника Господня? 2 Цар.1:15 И призвал Давид одного из отроков и сказал ему: подойди, убей его. 2 Цар.1:16 И тот убил его, и он умер. И сказал к нему Давид: кровь твоя на голове твоей, ибо твои уста свидетельствовали на тебя, когда ты говорил: я убил помазанника Господня." - из этого ветхозаветного повествования понятно, что мудрый Давид приказал не наградить убийцу своего претеснителя, а немедленно умертвить, дабы гнев Божий не обрушился на весь народ. И то что произошло с русским народом после смерти Ивана Грозного и его потомков, говорит само за себя - началась смута.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМУТА

=======

И так, со смертью Ивана IV Грозного и его наследников на Руси началось смутное время. Но Россия не осталась без власти, тут же в царских палатах появляются такие известные на Руси личности, как бояре Юрьевы и Годуновы.  В 1598 году на трон был возведён Борис Годунов (царский шурин).

 

  http://www.rusarchives.ru/smuta/pics/02-25-boris-godunov.jpg

 

БОРИС ГОДУНОВ
                                                                                 ===============
Этим была продолжена дескредитация власти, начатая Царём Иваном ещё во времена опричнины. Народ упорно не хотел видеть в Царе Борисе законного обладателя трона, мало того, именно ему народ приписывал убийство законных наследников престола. Параллельно этому в народе существовали и другие слухи о том, что законный наследник престола Царевич Дмитрий чудом спасся и где-то скрывается или его прячут до определённого времени. Вот с такими настроениями русское общество XVII в. и встретило смутное время. Если бы Россию того времени показать современному специалисту-аналитику в области экономики, то он уверенно произнёс всем нам знакомое слово КРИЗИС. И действительно, численность работоспособного населения упала. Причиной этому в городах была опричнина Ивана Грозного, Ливонская война, с которой многие не вернулись и наконец эпидемия чумы, прокатившейся по стране с 1570 по 1571 годы. Многие из оставшихся в живых горожан в ужасе разбежались кто куда, ища убежище в непроходимой лесной чаще. Во многих сельскохозяйственных районах до 90% пашни не обрабатывались и заросли сорняком. В связи с этим цены на продукты питания выросли в 4 раза, а в след за ними и налоговое бремя. Падение сельскохозяйственного производства побудило власть принять жёсткие меры для закрепления крестьян за землями помещиков. Для этого был принят ряд законов, начиная с "Судебника" Ивана IV от 1550г. и кончая "Соборным Уложением" 1649г., которые затрудняли или вовсе запрещали крестьянам переход от одного помещика к другому в "Юрьев день", установленный в 1497г. "Судебником" Ивана III.

 

 http://www.artpoisk.info/files/images/3728.jpg


"Вот тебе бабушка и "Юрьев день!" - это мы помним ещё из школьных уроков истории. Естественно, все эти обстоятельства и приводили к обострению социальных отношений, выливавшихся в последствии в народные бунты и восстания. Ко всему этому нужно ещё добавить раскол русской православной церкви и дело патриарха Никона. Но самым серьёзным ударом для страны стал голод. Три года, 1601 по 1603 были неурожайными. Это было связано с коротким и холодным летом, в течение которого были не редки заморозки, а первый снег выпадал в сентябре. Учёные предполагают, что причиной этого было извержение вулкана Уайнапутина в Перу "19" февраля 1600г., который выбросил в атмосферу огромное количество вулканического пепла из-за чего и началась "вулканическая зима" на всей планете. Изучая исторические документы, историки пришли к выводу, что только от голода во время смуты умерло не менее полумиллиона человек. Масса голодного народа стекалась в Москву и крупные города, где правительство Бориса Годунова раздавало деньги и хлеб, но это только усиливало общую дезорганизацию. Мелкие землевладельцы разорялись до того, что гнали со двора своих слуг и холопов, не в состоянии их прокормить. Общий хаос многократно усиливался из-за того, что оставшиеся таким образом без средств к существованию люди, чтобы прокормить себя, выходили на большую дорогу и занимались разбоем и грабежом. Люди, бежавшие в лес, объединялись в огромные шайки. Отряд атамана Хлопка насчитывал до 600 сабель. Смутное время XVII в. характерно тем, что смутой была охвачена вся страна и все слои общества. Крестьянство, лишённое свобод, новыми крепостническими законами, поднялось на борьбу за лучшую долю. Тут же не заставили себя ждать и народные восстания, которые быстро переросли в настоящую гражданскую войну. Увидев, беззащитность государства, на него со всех сторон полезли враги, желавшие скорее прибрать к рукам людские и природные богатства России. С запада, во главе с самозванцем, в 1604г. в страну вторглись поляки. В 1607г. крымские татары впервые за много лет, выйдя из Крыма и заполонив весь юг России  перешли реку Оку, грабя и угоняя людей в рабство. В 1607 - 1608гг. из Cибири выползла 100-тысячная Ногайская орда и вторглась в Россию с востока, грабя, разрушая и угоняя в полон. Дым пожарищ застилал солнце, горела степь, горел лес,  горели деревни. Обессилившие от голода люди пытались спастись в лесу, но не успев добежать падали под градом стрел. Но и для тех кто успел скрыться в лесной чаще, грозила опасность попасть в руки разбойников, и оказаться проданным работорговцу. Ужас, смерть, грабёж и насилие царили кругом. Вот, что скрывалось по описанию современников, под коротким словом СМУТА.

 

http://www.russia-ic.com/img/ill/history-79.jpg


 http://ic.pics.livejournal.com/pro100_mica/12814609/2164696/2164696_original.png


САМОЗВАНЕЦ
============
Я уже рассказывал моим читателям о слухах, передаваемых из уст в уста в народе ещё в самом начале смутного времени. Особенно усилились разговоры о том, что царевич Дмитрий жив, что означало, что правление Бориса Годунова незаконно и не угодно Богу. В истории персонаж, именуемый Лжедмитрием, не заставил себя долго ждать и явился литовскому князю Адаму Вишенвецкому, заявив ему о своём царском происхождении, далее он заводит дружбу с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604г. польский король Сигизмунд радушно принял самозванца и в разговоре с ним признал его права на русский трон. 17 апреля Лжедмитрий крестился в католическую веру и во всех городах Речи Посполитой было объявлено, что все желающие могут помогать "царевичу". За активную помощь в возвращении трона самозванец обещал отдать Польше Северные Земли и Смоленск. Воевода Мнишек собрал для самозванца войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников "авантюристов". За согласие воеводы но брак с его дочерью, Лжедмитрий обещал подарить невесте Новогород и Псков. В этом же 1604г. войско самозванца вторглось в пределы России. То, что такие города, как Моравск, Чернигов и Путивль открыли самозванцу свои ворота, говорит о том на сколько велико было желание народа иметь настоящего, законного Государя, а именно за такого и выдавал себя Лжедмитрий. Именно по этой причине и потерпело поражение войско воеводы Ф.И.Мстиславского, разбитого у Новагорода-Северского. Однако, другое войско, посланное Борисом Годуновым, под командованием знатного боярина Василия Шуйского, одержало убедительную победу под Добрыничами "21" января 1605г. И тут Годуновым была совершена большая ошибка, пологая, что самозванец ему больше не угрожает, он вызвал к в Москву Шуйского, чтобы щедро его вознаградить, а во главе войска был поставлен новый воевода - Басманов. Очень скоро оказалось, что Лжедмитрий жив, а Басманов перешёл на его сторону. "13" апреля 1605г. в самый разгар войны неожиданно умирает Борис Годунов. Узнав о его смерти, вся его армия переходит на сторону самозванца. 16-летнего наследника Фёдора Борисовича "1" июня отрешают от власти, а "10" убивают вместе с матерью. "20" июня 1605 года под всеобщее и бурное ликование всего народа самозванец торжественно вступил в Москву под колокольный звон.


 File:False Dimitry entering Moscow June 20th 1605.jpg

 

ВСТРЕЧА САМОЗВАНЦА
Титул законного наследника и князя Московского был торжественно провозглашён ему московским боярством во главе с Богданом Бельским. Лжедмитрий тут же начал собирать вокруг себя верных ему людей. Рязанский архиепископ Игнатий, ещё в Туле, подтвердивший права Лжедмитрия на царство, 24 июня был возведён в патриархи. Законный же патриарх Иов был заточён в монастырь. Таким образом Лжедмитрий обеспечил себе абсолютную поддержку русской православной церкви, но этого показалось мало.


 

ЦАРИЦА МАРФА
                                                                              ==================
Для закрепления в народе веры в то, что он истинный наследник престола, в Москву "18" июля была привезена царица Марфа, которая при народе "признала" в самозванце своего родного сына. В след за этим "30" июля Лжедмитрий I был венчан на царство. Воцарившись в Москве, Лжедмитрий пытался проводить некоторые реформы, но основная ориентация его внешней политики была направлена на Польшу и западные страны. О происхождении Лжедмитрия I существует несколько версий, наиболее распространённая из которых, что самозванец не кто иной, как монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Однако, современники свидетельствуют о грамотности и высокой образованности Отрепьева, который  становится «крестовым дьяком»: занимается перепиской книг и присутствует в качестве писца в «государевой Думе». В грамотах же, отправленных самозванцем польскому королю, на польском и латинском языке, специалисты находят огромное число орфографических ошибок. Умение свободно держаться в седле и владеть холодным и огнестрельным оружием, плохое знание православных обычаев (должен был продемонстрировать себя всем, как истинный православный государь), очень плохо вяжется с личностью истинного Отрепьева. Тем более, если Григория Отрепьева Хорошо знали в кремле и в самой Москве, то при его появлении в образе самозванца, его могло ждать неминуемое разоблачение. Я больше придерживаюсь версии, что настоящий Григорий Отреппьев, попавший в опалу к Борису Годунову из-за своего хвастовства и бежавший к польской границе, действительно имел инструкции от бояр оппозиционных царствующему Годунову. По всей видимости в задачу Отрепьева входило: найти человека, соответствующего роли самозванца и передать ему всю необходимую информацию. Далее тот буйный разврат, в плоть до пидерастии, который Лжедмитрий учинил в Кремле, будучи возведён на царство, говорит о том, что он был свидетелем всех этих непотребств, скорее всего будучи при дворе какого-то польского магната. Одним словом, происхождение Лжедмитрия I до стих про является открытым вопросом, находящимся в компетенции специалистов-историков. Развратное поведение самозванца не возможно было скрыть от народа, особенно когда он призвал во дворец дочь покойного Бориса Годунова Ксению и обесчестив, сделал своей наложницей. Известие об этом дошло до воеводы Мнишека, который в письме пригрозил самозванцу, что если он так будет развратничать и дальше, то невесты Марины ему не видать как своих ушей. Приближалась помоловка Лжедмитрия и Марины и Ксения Годунова была отправлена в монастырь. В 1605г. в ноябре месяце Марина Мнишек была обручена с Лжедмитрием. "3" мая 1606г. Марина Мнишек с фантастической пышностью, при сопровождении отца и многочисленной свиты, при многочисленном стечении народа под колокольный звон въехала в Москву. Венчание было назначено на "8" мая.

 

 

 

В этот день патриарх Игнатий в Успенском соборе по православному обычаю помазал Марину миром и причастил, как положено хлебом и вином, что не понравилось католикам. На следующий день продолжился грандиозный пир, в котором участвовала вся Москва, но дни самозванца уже были сочтены. Здесь нужно вернуться немного назад и рассказать, что до всех этих событий в Москву вернулся князь Василий Шуйский, который через верных людей начал распространять в народе слухи о самозванстве Лжедмитрия, но авторитет самозванца в народе был ещё высок. Это и послужило причиной провала деятельности Шуйского в самом начале. Воевода Василий Басманов раскрыл заговор, и "23" июня 1605 года Шуйского схватили и осудили на смерть.

 

 

http://artru.info/il/img.php?img=18720

 

 

"КАЗНЬ" ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО
                                                                                                     ===============
Но Лжедмитрий, думая привлечь на свою сторону даже своих врагов, помиловал князя, но свой указ о помиловании повелел зачитать в последний момент, когда Шуйского уже подведут к плахе. Шуйского простили и освободили, но князь Василий не сложил оружие и продолжил борьбу. На свою сторону Шуйский привлёк князей В. В. Голицына и И. С. Куракина. Заручившись поддержкой стоявшего под Москвой новгородско-псковского отряда, который готовился к походу на Крым, Шуйский организовал переворот. Надо сказать, что воины новгородско-псковского отряда очень не хотели идти на войну с турками, куда их посылал самозванец и с радостью поддержали заговорщиков. Так же своё роль сыграли слухи о ложности "истинного государя", рассказы о его развратном, не пристойном и не православном поведении. Последней каплей, переполнившей чашу терпения москвичей, стало наглое поведение польских "авантюристов", прибывших со свитой новой царицы, которые не останавливались перед грабежом и насилием.

 

 http://ic.pics.livejournal.com/pro100_mica/12814609/2149468/2149468_320.jpg

 

УБИЙСТВО ЛЖЕДМИТРИЯ
                                                                                 ======================
 В ночь с "16" на "17" мая 1606 года боярская оппозиция, воспользовавшись озлоблением москвичей на польских гостей, подняла восстание, в ходе которого самозванец был жестоко убит. Труп "расстриги" был выставлен на рынке на всеобщее посмешище и только потом похоронен. Но после этого по Москве поползли слухи, что по ночам самозванец выходит из могилы и бродит по городу. Тогда по приказу Шуйского труп вырыли, сожгли на костре, пепел смешали с порохом, зарядили в пушку и выстрелили на запад в сторону Польши, туда откуда пришёл.


 http://videolain.tmweb.ru/wp-content/uploads/2012/09/Vasiliy-SHuyskiy.jpg

 

 

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ
                                                                                     ==================
Боярин Василий Шуйский, представитель суздальской ветви Рюриковичей пришёл к власти, но его воцарение не принесло успокоения. Иван Болотников уже вёл к Москве рать восставших крестьян, восстание под предводительством которого (1606-1607гг.) и породило начало движения "воров".

 

ЛЖЕДМИТРИЙ II
==============
Но устранением Лжедмитрия I смута не закончилась. Народ не желал иметь "боярского царя" все помыслы были о том, чтобы государством правил законный государь, любящий свой народ и заботящийся о нём. Именно это обстоятельство и усиливало слухи о чудесном спасении царевича, а следовательно было благодатной почвой для появления новых Лжедмитриев. Даже Иван Болотников сыграл на том, что объявил себя воеводой царевича Дмитрия. Следующий самозванец известен под именем Лжедмитрий II или "Тушинский вор" и вполне естественно, что и он был ставленником Польши.

 http://www.nkj.ru/upload/iblock/96a/96ade2984f90bf5e71717eb6509578b7.jpg

 

ТУШИНСКИЙ ВОР
                                                   ===============
И опять к самозванцу потянулись люди, верящие в чудесное спасение настоящего государя. К концу 1608 года к Лжедмитрию II примкнули такие города, как: Переяславль-Залесский, Ярославль, Владимир, Углич, Кострома, Галич, Вологда. Верными Москве оставались Коломна, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Нижний Новгород, Казань, уральские и сибирские города. Однако, польско-литовское наступление продолжалось. Войсками Речи Посполитой были разгромлены Шуя и Кинешма, взята Тверь, войска литовского гетмана Яна Сапеги осаждали Троице-Сергиев монастырь, отряды пана Лисовского захватили Суздаль.


 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/77/60/77060040_20.jpg

 

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ
                                                                                                     ===============
Тут нужно сказать несколько слов о твердыне русского православия - Троице-Сергиевом монастыре, который оборонялся от неприятеля, будучи в полной изоляции 16 месяцев. Поляков монастырь привлекал своим важным стратегическим положением и богатствами церковной утвари, которыми они мечтали обогатиться. Слава русским православным героям, отдавшим свою жизнь при защите русской святыни. Вполне понятно, какую огромную роль в укреплении национального самосознания играла оборона монастыря, защитники прекрасно это понимали. В самом начале для усиления гарнизона монастыря Шуйский напрвил туда стрелецкие и казачьи отряды под командованием воеводы князя Григория Долгорукова-Рощи и московского дворянина Алексея Голохвастова, всего 2300 человек. В это время внутри монастыря было около 1000 человек: монахов, священников, послушников, трудников и крестьян окрестных деревень, принимавших активное участие в обороне монастыря. Для захвата монастыря с польской стороны Лжедмитрий II направил, по разным данным от 15 до 30 тысяч под командой гетмана Яна Сапеги.


 

 

ОСАДА
                                                                                                                 =======
Осада монастыря началась с октября 1608г. при этом со стороны осаждавших было произведено больше десятка штурмов, окончившихся поражением нападавших, оставивших под стенами монастыря сотни трупов, но таяли и ряды защитников. За год, который защитники монастыря провели используя методы активной обороны, многие из них погибли в сражении, умерли от ран, болезней и голода. Дошло уже до того, что способных оборонять стены осталось всего 200 человек.


 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/3c/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D1%8B.jpg/400px-%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B5-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D1%8B.jpg


Гетман Ян Сапега знал об этом и готовился к последнему решительному штурму для которого он собрал 12 000 человек. Идти на приступ решили ночью по сигналам пушечных выстрелов и атаковать одновременно со всех сторон. Казалось, судьба защитников была предрешена и только чудо могло спасти их и чудо свершилось. В ночной темноте, нападавшие перепутали сигналы и пошли к стенам в разное время, спутали друг друга с неприятелем и начали яростно резать и рубить друг друга: немцы поляков, поляки казаков, казаки немцев и т.д. и так до самого утра, а со стен по ним били артиллеристы, наводя пушки по впышкам ружейных выстрелов. На утро всё пространство вокруг монастыря оказалось буквально заваленное трупами врагов. Другого объяснения нет. Такое сотворить мог только Бог, выйдя на помощь защитникам православной святыни. Больше поляки не отваживались штурмовать монастырь, а "29" октября 1609 года и "14" января 1610 года обороняющиеся получали подкрепление: в монастырь прорвались отряды стрельцов воевод Давыда Жеребцова (900 человек) и Григория Валуева (500 человек), а "22" января 1610 года польско-литовские отряды отошли от монастыря в сторону Дмитрова. Так закончилась 16-месячная героическая (по другому не назовёшь) защита Троице-Сергиевого монастыря, которая сыграла огромное значение в обороне Москвы. Однако и города, добровольно признавшие власть самозванца и открывшие свои ворота, нещадно грабились отрядами польских интервентов. Поляки взимали налоги с земли и торговли, получали «кормления» в русских городах, что непосильным бременем ложилось на плечи населения.
Возмущение народа, вызванное бесчинством оккупантов к концу 1608г. вызвало широкое национально-освободительное движение. Народ начал понимать, что единственное спасение в объединении и борьбе с захватчиками. В декабре 1608 года от самозванца "отложились" Кинешма, Кострома, Галич, Тотьма, Вологда, Белоозеро, Устюжна Железнопольская, в поддержку восставших выступили Великий Устюг, Вятка, Пермь Великая. Всё больше и больше народа вливалось в отряды армии освободительницы.  В январе 1609 года князь Михаил Скопин-Шуйский, командовавший русскими ратниками из Тихвина и онежских погостов, отразил 4-тысячный польский отряд Кернозицкого, наступавший на Новгород. В начале 1609 ополчение города Устюжна выбило поляков и "черкасов" (запорожцев) из окрестных сёл, а в феврале отбило все атаки польской конницы и наёмной немецкой пехоты. "17" февраля русские ополченцы проиграли полякам сражение под Суздалем. Но в конце февраля сибирские и архангельские стрельцы воеводы Давыда Жеребцова освободили от интервентов Кострому. "3" марта ополчение северных и северо-русских городов взяло Романов, оттуда двинулось к Ярославлю и взяло его в начале апреля. Нижегородский воевода Алябьев "15" марта взял Муром, а "27" марта освободил Владимир. Но сил для борьбы с оккупантами всё равно было не достаточно. Для усиления войска, Василий Шуйский заключает Выборгский договор со Швецией, согласно которого шведский король предоставляет войско наёмников в обмен на Корельский уезд. Согласно этого договора Россия обязалась платить жалование шведским наёмникам, которые составляли большую часть шведского войска. Действительно, Карл IX отправил Шуйскому рать под командованием Я.Делагарди из 5 000 наёмников и 10 000 "всяукого сброда". Весной князь Михаил Скопин-Шуйский собрал в Новгороде 5-тысячное русское войско. "10" мая русско-шведские силы заняли Старую Русу, а "11" мая разбили польско-литовские отряды, подступавшие к городу. "15" мая русско-шведские силы под командованием Чулкова и Горна разбили польскую конницу под командованием Кернозицкого у Торопца. К концу весны от самозванца отложилось большинство северо-западных русских городов. К лету численность русских войск достигла 20 тысяч человек. 17 июня в тяжёлом сражении у Торжка русско-шведские силы принудили польско-литовское войско Зборовского к отступлению. 11-13 июля русско-шведские силы, под командованием Скопина-Шуйского и Делагарди, разбили поляков под Тверью. В дальнейших действиях Скопин-Шуйского шведские войска (за исключением отряда Христиера Зомме численностью в 1 тысячу человек) участия не принимали. 24 июля русские отряды переправились на правый берег Волги и вступили в Макарьев Калязин монастырь. В битве под Калязином 19 августа поляки под командованием Яна Сапеги были разбиты Скопиным-Шуйским. 10 сентября русские вместе с отрядом Зомме заняли Переяславль, а 9 октября воевода Головин занял Александровскую слободу.  Так пядь за пядью освобождалась русская земля и пространство подвластное самозванцу, становилось всё меньше. Но всё было не так просто, впереди была война с Польшей и предательство бояр.
Читать продолжение.


 

 

РУССКИЕ РАТНИКИ


http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/11/9F/1155036.jpg

ПЕРВОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
==================
Народ, поднявшийся на борьбу против захватчиков непрерывно вливался в ряды народноосвободительной армии. Ещё немного и полная победа! Но не всё так просто в истории. После освобождения Троице-Сергиевого монастыря "12" января 1610г. русские войска вступили в Дмитров "27" февраля. Наступление шло успешно и по всему фронту враг бежал под ударами полков  Скопина-Шуйского, благодаря чему "12" марта 1610г. молодой талантливый полководец вошёл в Столицу. Но что делает с людьми зависть.

 

 

 

МИХАИЛ СКОПИН-ШУЙСКИЙ ВСТРЕЧАЕТ ШВЕДСКОГО ВОЕВОДУ ДЕЛАГАРДИ
 ========================================
 Скопина-Шуйского погубила его всенародная популярность. Василий Шуйский, восседавший на троне и его брат Дмитрий Шуйский страшно боялись, что потеряют власть, которая может перейти к молодому полководцу, которого народ просто боготворил. "23" апреля Скопин-Шуйский умирает после не продолжительной болезни. Все современные историки едины во мнении, что молодой и талантливый полководец был отравлен царём Василием и его тупым и бездарным в военном отношении братом Дмитрием. Естественно, после смерти Скопина-Шуйского во главе армии был поставлен Дмитрий Шуйский. В это время Русской армии было необходимо идти на  помощь осаждённому Смоленску, окружённому войсками польского короля Сигизмунда III. В городах северской земли хозяйничали поляки и запорожцы, население Почепа и Стародуба было полностью перебито во время штурма; сдались города Новогород-Северский и Чернигов. Но удача не может сопутствовать полководцу, который идёт путём обмана и убийства ближнего своего. Всё это и показала Кулшинская битва "4" июля 1610г. в результате которого польская армия  разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди; в ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских, перешли на сторону поляков. Таким образом Дмитрий Шуйский потерял войско и открыл полякам дорогу на Москву. Разгром русских войск под Клушиным, если учесть, что их число, кавалерию и артиллерию, которая больше чем в два раза превышала поляков, был просто позорным. Сам Дмитрий Шуйский бежал, бросив своё войско. Все эти события окончательно подорвали в народе авторитет "боярского царя". Надо сказать, что стремление, занять тёплое место - царский трон, продолжало занимать головы бояр и в их среде уже давно зрел заговор. Разгром русского войска под командой Дмитрия Шуйского послужил сигналом к государственному перевороту, в результате которого Василий шуйский был свергнут и отстранён от власти.

 

http://www.oboznik.ru/wp-content/uploads/2013/05/11.jpg

 

СВЕРЖЕНИЕ ШУЙСКОГО
Московское боярство не стало выбирать нового царя, а передало власть совету из семи бояр, так называемая "семибоярщина", которая тут же присягнула  на верность польскому королевичу Владиславу, а"20" - "21" сентября польские войска вступили в Москву.


 http://www.itishistory.ru/1i/images11/knyaz122.jpg

 

  СЕМИБОЯРЩИНА
  ==============
Но на этом борьба не  закончилась и мир и покой не наступили. Русское население продолжало изнемогать от насилия и грабежей польско-литовских отрядов. На северо-западе и на востоке ряд русских городов «сели в осаду» и отказывались присягать Владиславу. Сопротивление польскому господству вызвало также и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием. Разрозненные русские силы продолжали противостоять оккупантам, именно таким и было первое народное ополчение Ляпунова. Здесь необходимо отметить огромное значение русской православной церкви, которая повела народ на борьбу с захватчиками в самые тяжёлые дни народного бедствия, когда русская государственность временно перестала существовать. Дело в том, что враги, захватившие Москву, рассказывали всем, что притеснений русской православной церкви и русской культуры не будет и что сам королевич Владислав готов пронять православие. Первым ложь и обман здесь обнаружил сам патриарх Гермогн, который в начале сам поверил словам польских шляхтичей. Однако, обнаружив замыслы Сигизмунда и увидев в этом угрозу государственному суверенитету и православной церкви, Гермоген, не внимая ни убеждениям боярской Думы, ни угрозам поляков, освободил москвичей от присяги Владиславу и проклял его и короля.
 

 

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН
===================
С декабря 1610г патриарх Гермоген начинает писать и рассылать письма и воззвания во все уголки России, ко всем архиепископам, архиереям, призывая говорить всем мирянам о необходимости постоять за Веру, Отечество и будущего царя. В январе 1611г патриарх Гермоген начал рассылать по городам России призывы следующего содержания: "Вы видите, как ваше отечество расхищается, как ругаются над святыми иконами и храмами, как проливают кровь невинную… Бедствий, подобных нашим бедствиям, нигде не было, ни в каких книгах не найдёте вы подобного!" Больше всего это грамота всколыхнула Рязань и первым на призыв патриарха отозвался воевода Прокопий Ляпунов.
 http://bezformata.ru/content/Images/000/031/331/image31331796.jpg

 

ПРОКОПИЙ ЛЯПУНОВ
Это первый вождь русского народного ополчения, который начал собирать патриотов, согласных идти на Москву, чтобы освободить её от оккупантов. Тут же он и сам начинает рассылать воззвания с призывами бороться против поляков. Узнав об этом, поляки послали против Ляпунова запорожских казаков, но тут на помощь Ляпунову пришёл зарайский воевода князь Д. М. Пожарский. Я ни сколько не преувеличиваю, но доля разорения, нанесённого запорожцами, грабившими Россию вместе с поляками огромна и в дальнейшем в повествовании вы ещё не раз с этим столкнётесь. Нужно сказать, что ополчение Ляпунова было усилено бывшими сторонниками "Тушинского вора", которые под конец принесли ему не мало вреда. В рядах примкнувших были такие известные личности, как: Д. Т. Трубецкой, Масальский, князья Пронский и Козловский, Мансуров, Нащокин, Волконский, Волынский, Измайлов, Вельяминов. В ополчение влилась и казацкая вольница во главе с атаманами Заруцким и Просовецким. В январе 1611г. нижегородцы, утвердившись крестным целованием с клятвой с балахонцами, жителями города Балахны, разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, Галич и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы "стати за…веру и за Московское государство заодин". Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских и сибирских городов. Передовой отряд выступил из нижнего Новогорода "8" февраля, по дороге к нему присоединились другие отряды и казацкая вольница. В составе этого передового отряда был и зарайский воевода, князь Пожарский со своими ратниками. В Москве в это время под командой гетмана Гонсевского было 7000 солдат и 2000 немецких наёмников.  Передовые отряды ополчения подошли к Москве 19 марта 1611г., где началось стихийное народное восстание, жестоко подавленное немецкими наёмниками, при этом погибло около 7000 москвичей. В это время город был подожжён поляками, которые убили и князя Андрея Васильевича Галицына, бывшего в заточении.


http://www.mosjour.ru/assets/images/MJ_01_2011/Isadi_007.jpg

 

ЛЯПУНОВ И ПОЖАРСКИЙ
От ран и в огне пожара серьёзно пострадал и князь Пожарский, раненного отправили в Троицкий монастырь. "27" марта к Москве подошли основные силы ополчения Ляпунова в количестве 100 000 человек и встали лагерем у Симонова монастыря. "6" апреля ополчение атаковало башни Белого города, а "22" башни Китай-города. В результате наступления московский гарнизон поляков, немцев и запорожцев был оттеснён в кремль и там блокирован. Далее ополченцы на всеобщем собрании "Совете всея земли" выбрали правительство, в которое вошли Ляпунов, Трубецкой и Заруцкий. Совет собирал налоги, разбирал распри между дворянами. Однако в результате распри на военном совете восставших казаков Ляпунов был убит, а оставшиеся войска под предводительством Дмитрия Трубецкого и Заруцкого держали осаду Кремля до прихода второго ополчения, не предпринимая попыток его штурма. В это время видя отсутствие власти и военного противодействия, крымские татары грабят и разоряют Рязанский край. Смоленск после длительной осады и упорного сопротивления всё же был захвачен поляками. Шведы перестали быть "союзниками" и жгли и разоряли северные города. Именно такая обстановка царила на русской земле в середине 1611г.
Читать продолжение.


  http://www.stihi.ru/pics/2011/11/04/2490.jpg

 

МИНИН И ПОЖАРСКИЙ
===================
Шёл 1611г, а в России продолжала царствовать смута и вопрос: "Быть России или не быть?" - оставался открытым. Первое ополчение в пределах Москвы повисло в состоянии неустойчивого равновесия и начало распадаться и не откуда было ждать помощи. Враги уже праздновали победу, строя планы, как они разделят невообразимо богатую Русскую землю. Мы все что-то помним из школьного курса истории, типа был какой-то Минин и какой-то Пожпрский, собрали ополчение, прогнали поляков, или стихи А.Толстого из "Истории государства Российского":
"Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать."
Но что же было на самом деле и кто эти люди:  Кузьма Минич Захарьев Сухорукий и князь Дмитрий Михайлович Пожарский и что они совершили ради отечества нашего, этим и будет завершён мой рассказ.
 http://900igr.net/datai/istorija/Pozharskij/0007-007-Pozharskij.jpg

 

КУЗЬМА МИНИН
Всё началось с Минина. До настоящего времени достоверных сведений о месте и дне рождения его нет. Есть две версии: 1) что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны; 2) версия, появившаяся в конце XX века в СМИ, главным образом татарских, что якобы он, был сыном крещёного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. К сожалению ни одна из этих версий не имеет ни исторического, ни археологического подтверждения и вопрос о происхождении Кузьмы Минина по сей день не решён окончательно. Разные мнения также существуют об основном роде занятий Минина, которые разделяются между торговцем скотом и солепромышленником. Больше исследователей склоняется к тому, что Кузьма Минин был торговцем среднего достатка, торговавшем мясом, рыбой и кожей и ни чем особым из своей братии не выделялся. Занимайся ты Кузьма своим бизнесом и не лезь в политику, однако нет, и ему за "державу стало обидно" или это Промысел Божий, судите сами.  То что нам известно, проистекает из более позднего времени, а точнее с осени 1611г. Но есть сведения более раннего времени, что был он нижегородским посадским человеком и защищал отечество в составе нижегородского ополчения под командой воеводы А.С.Алябьева в 1608 - 1610 годах. Но наступил 1611г и весть о первом ополчении обрадовала и взволновала Новогородцеы, но вскоре пришло горестное известие о убийстве Ляпунова. Все люди новогородские пришли в отчаяние от этого известия, скорбь и уныние охватило народ. Говорили, что это точно за грехи и неверие и молились со слезами ко Господу Иисусу Христу, к Пресвятой Богородице, к Николаю Угоднику и Пресвятому Сергию. Слёзно молился и переживал и Кузьма Минин. По его словам, святой Сергий трижды являлся ему во сне, побуждая выступить с призывом, и даже наказал за непослушание. Осеннью 1611г. новогородцы получили послаение патриарха Гермогена.

 

 http://hosdom.ru/wp-content/uploads/2012/11/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81-%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-1836-%D0%B3..jpg

 

ПОСЛАНИЕ ГЕРМОГНЕА
На обсуждение грамоты был собран городской совет на котором присутствовало духовенство и старшие люди города. На этом собрании присутствовал и мясник Кузьма Минин, избранный в сентябре земским старостой. На следующий день были собраны все жители города и им было зачитано содержание грамоты. На общегородском сходе с проповедью выступил протопоп Савва, призывая постоять за веру, но гораздо убедительнее была речь Минина: "Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником!" С этого дня в Нижнем Новогороде начались ежедневные собрания горожан, на которых обсуждались планы по спасению отечества, при этом постоянно обращались к Кузьме Минину, авторитет которого рос с каждым днём. Новогородцы, увлечённые предложениями Минина, решили собрать ополчение, собрать служилых людей и собирать на них деньги.


http://4.bp.blogspot.com/-ZRIvu2EGr4E/UJLhrHV-O9I/AAAAAAAABUE/B13hpN61rWs/s1600/%D0%94%D0%BC.+%D0%9F%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9.png
Воеводой ополчения было решено поставить князя Дмитрия Пожарского, который в это время лечился от ран и ожогов в нижегородском имении. Тут же князь пожелал, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. Что мы знаем о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском. Известно, что он потомок  Василия Андреевича, первого из князей Пожарских, выходцев из Стародубских князей суздальской земли, те в свою очередь являлись  потомками великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы. Особых военных достижений, за предками не замечено. Единственный воевода, участвовавший во взятии Казани войсками Ивана Грозного, был его дед  Фёдор Иванович Пожарский, репрессированный в последствии царём. Известно, что родился Дмитрий Михайлович "1" ноября 1578г. Скорее вего место его рождения - село Берсенево в Клинском уезде, которое было приданым его матери  Марии (Евфросинии) Фёдоровне Беклемишевой, на которой женился его отец князь Михаил Фёдорович Пожарский. Всего детей у Пожарских было четверо, старшая дочь и трое сыновей. Отец умер, когда Дмитрию было 10 лет. После смерти отца, мать с детьми переехала в Москву, где занялась воспитанием детей. В 1593 году в 15 лет Пожарский поступил на дворцовую службу, как это было принято у княжеских и дворянских детей того времени и ему был пожалован чин "стряпчий с платьем" в 1598г. Это было в начале царствования Бориса Годунова, когда мать и сын попали к црю в опалу. В 1602г. опала с них была снята и Пожарский был пожалован Царём Борисом в стольники, а его мать стала боярыней при дочери царя Ксении Борисовне. Мать уделяла много сил и внимания образованию детей, будучи сама женщиной высокообразованной, она дала детям, блестящее по тому времени, образование. Именно мать привила Дмитрию такие черты характера, как: высокое чувство веры, чести и долга. Современники отзывались о нём, как о человеке у которого присутствовали такие качества, как: отсутствие всякого чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия. Его отличали справедливость и великодушие, щедрость в пожертвованиях конкретным людям и обществу в целом; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию; благочестие, исключительная набожность, но без фанатизма; любовь к своим ближним. В необходимых случаях он был твёрд духом, решителен и непоколебим, непримирим к врагам Отечества и изменникам Родины, отличался высоким чувством собственного достоинства. Вместе с тем он был очень мягким и внимательным человеком, что притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина, что было очень удивительно для эпохи того времени. Именно эти качества и сыграли свою роль, когда новогородцы на очередном собрании единогласно признали его своим воеводой. Надо отметить, что когда Дмитрий служил стольником при дворе Царя Бориса, ему довелось прочитать не мало книг о военном искусстве того времени, что стало теоретической основой его военного таланта. После смети Годунова, Дмитрий присягнул Василию Шуйскому в 1606г. Но уже через год объявился Лжедмитрий II, за которым на русскую землю набросилась целая свора врагов. Для борьбы с врагами в 1608г. царь Василий Шуйский направил Дмитрия Пожарского в качестве полкового воеводы. За верную службу в борьбе с поляками царь Василий Шуйский наградил князя Дмитрия в 1609г. вотчиной из его старого поместья (отца и деда) в Суздальском уезде село Нижний Ландех c двадцатью деревнями, починками и пустошами.  В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всёмъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ въ твёрдости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". В феврале 1609 года царь Василий Шуйский назначил Пожарского воеводой города Зарайск Рязанского уезда. Его честность и принципиальность заключалась в том что он знал только "одного царя" и когда в январе 1611 года, жители Зарайска, по примеру жителей Коломны и Каширы, пытались склонить Пожарского присягнуть самозванцу, то воевода решительно отказался от их предложения и своей присяге не изменил. Действительно на умы горожан оказало влияние убеждённости Пожарского и они остались верны царю Шуйскому. После свержения Василия Шуйского и захвата власти "Семибоярщиной", князь Пожарский не признал новую власть и отказался ей присягать. Решение "Семибоярщины" призвать на московский трон королевича Владислава, не признали и новогородцы. В это время, когда Москва фактически была захвачена поляками, в Рязани начал собирать своё ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпкнов, к которому со своими ратниками и примкнул зарайский воевода князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ними на Москву отправилось и первое Нижегородское ополчение под командой воеводы князя Репина в 1611г. в количестве 1200 человек. Вместе с ними шли оряды ополченцев из  Рязани и Владимира. Услышав о подходе ополченцев, москвичи начали готовиться к истреблению ненавистных врагов в уличных боях. Всеобщее восстание началось "19" мая. Вся Москва была перегорожена баррикадами из саней, телег и дров. Стрельба по полякам велась с крыш, из домов из-за баррикад. Поляки пытались устроить резню на улицах, но в конце концов оказались окружённые со всех сторон. Выход они нашли в поджоге города, при этом Москва сгорела практически до тла и погибло около 7 000 москвичей.

 

http://www.city-yar.ru/data/Unsorted/slava-012.jpg


Но тут на помощь москвичам пришли ополченцы Дмитрия Пожарского, они встретили поляков на Сретенке и после короткого боя загнали их в Китай-город. На следующий день поляки напали на опорный пункт воеводы, который он оборудовал на Лубянке. Наши воины храбро сражались целый день, в этом бою Пожарский был ранен и вывезен соратниками в Троице-Сергиев монастырь. Далее Князь Дмитрий продолжил лечение в своей родовой вотчине в Мугреево, а затем в родовом имении Юрино Нижегородского уезда. Там он находился до октября 1611г., когда и возглавил второе ополчение.
Читать продолжение.

http://www.home-edu.ru/user/f/00001231/examen/17_vek/pictures/410.jpg

 

Делегация новогородцев с Мининым и Архиепископом во главе просит князя Пожарского возглавить ополчение.


http://900igr.net/datas/istorija/Pozharskij/0006-006-Minin-i-Pozharskij.jpg

ВТОРОЕ ОПОЛЧЕНИЕ
==================
Своё избрание в земские старосты Нижнего Новогорода, Минин воспринял, как указание Перста Божьего. Выступая в земской избе перед собравшимися он стал призывать посадских людей порадеть об отечестве и личным примером побуждал к пожертвованиям для найма ратников. Речи Минина проникнутые огромной силой убеждения, возымели на горожан своё действие, сначала за ним пошёл весь посад, а за тем и власти и весь город. При поддержке Князя Пожарского, Минин произвёл оценку имущества всего нижегородского населения, чтобы определить часть, которая должна была пойти на ополчение. Был составлен и утверждён приговор о принудительном сборе средств со всех хозяев третей или пятой части имущества и приглашены в ополчение бездомные, лишённые всего, скитальцы-смольняне. Было постановлено правило, согласно которого, не желавшие выделять требуемые суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковывалось. Много красноречия и терпения понадобилось Минину, чтобы привлечь к участию в создании ополчения самой богатой части общества - купеческого сословия. Но здесь Минину, как человеку, занимающемуся торговым бизнесом, было гораздо проще, чем всем прочим.


http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/1/256/img13.jpg


Дело в том, что и торговля в это время тяжко страдали от поборов и притеснения иноземцев. Купцы, как ни кто другой, понимали необходимость восстановления государства и устранения засилия иноземцев. Летописцы писали про Минина, что он: "жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство". Таким образом Кузьма Миниин, русский мужик без роду и племени, осуществил, пожалуй самую сложную часть организации ополчения - материально-хозяйственную. Огромное значение придавалось вооружению. Днём и ночью кузнецы ковали оружие победы: шлемы, латы, копья, сабли и мечи - второе ополчение вооружалось как регулярная армия. Князь Пожарский, ещё не совсем окрепший после ранений, всё своё время отдавал военному обучению своих воинов. Ещё в самом начале создания ополчения жители Нижнегно Новогорода написали воззвание к соседним городам, в составлении которого без сомнения участвовал и Кузьма Минин. Вот выдержка из текста послания: "…быти нам всем, православным христианам, в любви и в соединении и прежнего межусобства не счинати, и Московское государство от врагов наших… очищати неослабно до смерти своей, и грабежей и налогу православному христианству отнюдь не чинити, и своим произволом на Московское государство государя без совету всей земли не обирати" - отправленного в Вологду и Соль Вычегодскую. И действительно, вскоре к нижегородцам потянулся народ и из других городов. Можно с уверенностью сказать, что в это время в Нижнем Новгороде начало действовать новое русское правительство с Мининым и Пожарским во главе. Первоначально, это правительство сформировалось зимой 1611-1612гг., как "Совет всея земли", в которое вошли: руководители ополчения, члены городского совета Нижнего Новгорода и других городов.  Весть о том, что русские люди серьёзно и основательно взялись за своё освобождение дошла и до врагов, засевших в Кремле. Дважды к Пожарскому подсылали наёмных убийц, чтобы убить отважного воеводу, но Господь хранил его. Действовать новому правительству приходилось в непростой обстановке, на него со страхом смотрели не только интервенты, но и продажная "семибоярщина" и атаманы казацкой вольницы. Все они, враждебно настроенные, чинили Минину и Пожарскому всевозможные препятствия. Но не смотря ни на что, те своей организационной работой день ото дня укрепляли своё положение, опираясь на все слои общества, особенно на уездное дворянство и посадских людей, они наводили порядок в городах и уездах севера и северо-востока, получая взамен новых ополченцев и казну. Интересно, то, что современники отмечают у обоих этих людей, разных по происхождению, удивительное единогласие и целеустремлённость. Во многих случаях, дополняя друг друга, они действовали, как один.


 http://s53.radikal.ru/i142/1105/a9/76d6280d437c.jpg


  Для проведения локальных операций князем Пожарским были посланы отряды князей Дмитрия Лопаты Пожарского и Романа Пожарского, которые освободили Ярославль и Суздаль.


 http://900igr.net/datas/prazdniki/Istorija-dnja-narodnogo-edinstva/0003-003-Istorija-dnja-narodnogo-edinstva.jpg

 

ОПОЛЧЕНИЕ ГОТОВО К ПОХОДУ
На Москву второе ополчение выступило в конце февраля - начале марта 1612г. Маршрут пролегал через: Балахну, Тимонькино, Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. Во время движения колонны ополченцев, люди из окрестных деревень сбегались посмотреть на невиданное чудо: сверкая латами и звеня оружием, шли статные и хорошо снаряжённые воины и земля дрожала под их ногами. Какое ополчение? Регулярное войско - вот что создали Минин и Пожарский.  В Балахне и Юрьевце ополченцев встретили с большой честью. Они получили пополнение в свои ряды и большую денежную казну. В Яросласль ополченцы вошли в первых числах апреля 1612г. Именно в Ярославле князю Пожарскому пришлось пойти на некоторые дипломатические меры, чтобы обезопасить себя со стороны шведов и германцев. Но приближалось время решающих событий. В июле месяце до воеводы Пожарского дошла весть о том, что из Польши к Москве движется отряд в 12 000  великого гетмана литовского Ходкевича с большим обозом. Узнав об этом Минин и Пожарский немедленно послали к Москве отряды Михаила Дмитриева и князя Лопаты-Пожарского, которые подошли к Москве соответственно "24" июля и "2" августа. Узнав об этом казачий атаман Заруцкий со своим казачьим отрядом бежал в Коломну, а затем в Астрахань. Это именно он засылал убийц к Пожарскому, но его план был раскрыт. "21" августа 1612г войско гетмана Яна Кароля Ходкевича подошло к Москве с обозом провианта для польского гарнизона кремля. Дорогу в Москву ему преградил князь Пожарский со своими ратниками, а князь Трубецкой по другую сторону Мрсквы-реки с казацкими полками. Сражение развернулось между Поклонной горой и Донским монастырём.


File:Коверзнев Битва князя Пожарского с гетманом Ходкевичем под Москвой..jpg


Кровопролитное сражение происходило "21", "23" и "24" августа. В результате войско Ходкевича было разгромлено, а "25" числа его остатки бежали от Москвы. Теперь остался последний шаг - освобождение Москвы, кде в Кремле и Китай-городе засели польские отряды полковников Струся и Будилы. Пожарский знал, что осаждённые поляки терпят страшный голод и из милосердия обратился к ним с предложением сдаться: "Ваши головы и жизнь будут сохранены вам, - писал он, - я возьму это на свою душу и упрошу согласия на это всех ратных людей" - на что поляки высокомерно отказались. Тогда "22" октября (1 ноября) 1612г. русские войска штурмовали стены Китай-города и взяли его. Оставшиеся поляки и запорожские казаки отступили в кремль, где голод усилился на столько, что осаждённые занялись людоедством. По этой причине поляки стали выгонять из Кремля боярские семьи и оставшееся гражданское население. Осаждённым Пожарский предлагал свободный выход, но без награбленных сокровищ, на что поляки отвечали отказом, продолжая питаться человечиной. "26" октября (5 ноября) 1612 поляки сдались и покинули Кремль, за ними высыпала толпа запорожцев. Торжественный вход в Кремль войск князей Пожарского и Трубецкого был был назначен на "27" октября (6 ноября) 1612г. после того как его территория была очищена от остатков недоеденной человечены. Когда войска ополченцев собрались у Лобного места, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Дионисий совершил торжественный молебен в честь победы над врагом. Вот и подошло к концу смутное время. Остался последний шаг для воссоздания государства русского - всем миром выбрать царя.


 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Lissner.jpg

 

Капитуляция польского гарнизона Кремля "26" октября (5 ноября) 1612г.

 http://www.pravostok.ru/upload/information_system_1/3/6/6/item_3663/information_items_3663.jpg

ЭПИЛОГ
=======
А теперь о судьбе, наверное самого главного героя моего рассказа, с которого всё началось, послания которого вскоыхнули всю Россию, патриарха Гермогена. Известно, что родился в 1530г., происхождение до сих пор вызывает споры. Его религиозные взгляды укрепились ещё в юношестве, когда он подростком ушёл в Казанский монастырь. В конце 1570г. был рукоположен священником (с именем Ермолай). В 1580г. служил священником  в Казани при Гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца. Уже тогда, знавшие его люди отзывались о нём: "муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный". Именно в Казани в 1579г. произошло чудесное обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. По благословению тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, Ермолай переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником. Известно, что был женат, но имя жены его по сей день не известно. После смерти супруги постригся в монахи в Московском Чудовом монастыре. "13" мая 1589 года хиротонисан во епископа и таким образом стал первым Казанским митрополитом. Его патриотизм уже тогда проявлялся в радении о душах павших воинов за Русь и веру Христову. Так "9" января 1592г. Гермоген (Ермоген) пишет патриарху Иову письмо с просьбой определить день поминовения православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, а среди них также и крещёные татары. Много сил и стараний было положено Гермогеном в христианизации народов бывшего Казанского ханства. Во время царствования Лжедмитрия выступил, как активный его противник, за что самозванец приказал исключить его из думы. Патриархом Московским был поставлен "3" июля 1606 года в Москве Собором русских патриархов. До конца был сторонником Василия Шуйского и яростным противником "семибоярщины".  Он первым увидел в Михаиле Романове будущего русского царя. После того как патриарх Гермоген увидел, что все обещания поляков ложь и наглый обман, он первый развил бурную деятельность по защите Отечества, призывая духовенство и простых мирян встать на защиту Русского государства и веры православной. Разярённые поляки бросили патриарха в тюрьму и стали морить его голодом. Но Гермоген продолжал бороться, рассылая тайком письма и воззвания. Когда ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве и осадило Кремль, поляки не раз присылали к Патриарху с требованием написать письмо ополченцам с требованием отойти от Москвы, угрожая мучительной смертью, на что Гермоген отвечал: "Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру".

 http://encyclopedia.mil.ru/files/morf/iv_1612_05_germogen1hr.jpg
 
БОЮСЬ ОДНОГО БОГА
Гермоген продолжал рассылать воззвания, благословляя освободительную войну против завоевателей. Умер великий русский предстоятель православной церкви от голода и болезней "17" февраля 1612 года, не дождавшись освобождения Москвы. После себя Гермоген оставил не мало рукописей, являющихся культурным, историческим и религиозным наследием нашего народа. Его истинно христианская любовь отражена в послании к мятежникам: "Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как Отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся". Что можно сказать о нём? "Вечная слава предстоятелю - патриоту!"
 
http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/serg65kaluga.17/0_48af7_3bf7e752_L
 
ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН
Но что же происходило после освобождения Москвы от захватчиков? "15" ноября, особой грамотой, Пожарский и Трубецкой созвали представителей от всех городов русских, по 7 человек от каждого, чтобы избрать царя. Король польский Сигизмунд попытался идти на Москву, но получив отпор под Волоком, вернулся в Польшу. В январе 1613г. съехались все представители, выбранные от всех сословий, включая и крестьян. Всесословное собрание в Москве было самым многочисленным за всё время: на нём были представлены даже "чёрные волости", чего не было раньше. Историк Ключевский говорит о том, что всесословный земский собор 1613г.был первым таким собором в истории России. Перед выборами царя, для всех прибывших был назначен трёхдневный пост, для очищения от грехов. После этого начались совещания. Вопрос о выборе государя из иностранных претендентов был отклонён сразу, однако ни один из русских кандидатов не был утверждён сразу и единогласно. Всего кандидатов на русский трон было представлено четыре:  Василий Иванович Шуйский, Иван Михайлович Воротынский, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и Михаил Фёдорович Романов. Современники отмечают, что сильную агитацию в свою пользу развил князь Пожарский, однако в последствии он стал указывать на Романова. Выборы были очень бурные, в результате которых царём был выбран Романов Михаил Фёдорович.
 
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/Tsar_boyar_duma.jpg
 
ИЗБРАННЫЙ НАРОДОМ
Патриарх Филарет указывал на своего сына, как на самого подходящего кандидата и предлагал ограничительные условия для нового царя. Действительно, Михаилу Фёдоровичу были предложены те самые ограничительные условия о которых говорил Филарет: "Предоставить полный ход правосудию по старым законам страны; никого не судить и не осуждать высочайшей властью; без собора не вводить никаких новых законов, не отягчать подданных новыми налогами и не принимать самомалейших решений в ратных и земских делах." Избрание состоялось "7" февраля 1613г., но официально по Москве было объявлено "21", чтобы за это время выведать, как примет народ нового царя. С избранием царя кончилась смута, так как теперь была власть, которую признавали все и на которую можно было бы опереться. Новый царь сразу приблизил к себе, тех кто принимал самое активное участие в освободительной борьбе. Кузьма Минин, простой мужик из Нижнего Новгорода получил боярский чин (по другим сведениям "12" июля 1613 года думным дворянином, заседал в боярской коллегии, "ведавшей Москву") и пожалован поместьями под Нижним Новгородом. Царь поставил его управляющим сбора налогов с купцов, занимающихся гостиным и суконным делом в Москве. И здесь его ближайшим помощником был князь Пожарский. Прожил Минин не долго, умер в 1616г. и похоронен на погосте приходской Похвалинской церкви. В 1672 году его останки были перенесены на территорию Нижегородского кремля в Спасо-Преображенский собор первым Нижегородским Митрополитом Филаретом. Князь Дмитрий Пожарский пережил Минина на 26 лет. Со временем он превратился в одного из богатейших и влиятельнейших сановников государства.  До самой своей смерти в 1642г. Дмитрий Пожарский оставался другом царя и непобедимым воеводой. Каковы же последствия смуты? Нужно сказать, что разрушения и опустошения были на столько огромны, что залечивать раны смутного времени, государству пришлось десятилетиями. Смута принесла России огромные территориальные потери. Почти вся Карелия была захвачена шведами. Смоленск был потерян на многие десятилетия. С этих территорий, не выдержав национального и религиозного гнёта, ушло всё православное население, и русские и карелы. Выход к Финскому заливу был закрыт. Смутное время привело к глубокому развалу экономики и упадку сельского хозяйства. Во многих уездах Российского государства  размер пашни сократился в 20 раз, а численность крестьян в 4 раза. В западных областях обработанная земля составляла от 0,05 до 4,8% от прежней площади. Общие потери трудоспособного населения были огромны и составляли 70-75%. Таковы были последствия смуты. Но и после воссоздания и укрепления государства нападения врагов продолжались: в 1614г. на юге России атаман Иван Заруцкий, в 1615г. под стены Москвы подходил отряд атамана Баловня, в том же году вторжение польского отряда пана Лисовского. Последнюю попытку штурма Москвы провели поляки в 1618г. вместе с запорожцами гетмана Сагайдачного. Чем для нас интересна история смутного времени? Последствия насильственного устранения Помазанника Божьего и его потомков. Помощь самого Господа Бога по раскаянии народа и искренней слёзной просьбе к нему. Ведь именно здесь по призыву церкви простой народ выдвинул из своих рядов человека, вокруг которого начало сплачиваться национально-освободительное движение. Тема смутного времени актуальна и сегодня. По другому, то что сейчас происходит не назовёшь. За 75 лет существования Советского Союза народ был лишён своей национальной культуры и религии. Наши враги быстро поняли, что танками нас не взять и применили другую тактику, подмены исконных культурно-исторических ценностей фальшивкой. Нашу землю, которую веками собирали наши предки разодрали на части, а нам подсунули так называемые "ценности" западной культуры неприемлемые для нас. Вместо демократической свободы нам подсунули дикую анархию и беспредел. В государстве сплошное воровство и казнокрадство. Общество стоит на пороге гражданской войны. Молодёжь брошенная на произвол судьбы захлёбывается алкоголем и наркотой. Вместо нравственности процветает не прикрытая порнуха. Страна подведена к краю за которым гибель и вырождение и не кому обратиться с мольбой ко Господу о спасении. Истинно верующих православных, можно пересчитать по пальцам. Услышит ли Господь наши молитвы, пошлёт ли нам спасителей?

 http://www.cirota.ru/forum/images/56/56429.jpeg

Председатель исполкома Русской общины Севастополя Вереин С.Е.
 
< Пред.   След. >
 
Статистика
Рейтинг@Mail.ru
Русская община Севастополя © 2017
^ Наверх